ЭКСПЕРТ | Мебельный рынок Эстонии 20 лет спустя
Изменения отчетливо видны во всем: опыт участников (производителей, продавцов, покупателей), материалы, цены, предпочтения клиентов, выросла конкуренция. Народ поездил по выставкам, посмотрел, “как оно должно быть”, и в меру своих возможностей начал применять полученный опыт на практике.
Продавцы
Меньше стало местных фирм-производителей, зато “выжившие”, оставшиеся на плаву стали сильнее. Выжили в основном те, кто нашел возможность расти и развиваться в условиях маленького рынка. Те фирмы, которые освоили сложную систему госзаказов, нашли регулярный субподряд или смогли продавать что-то на экспорт. Мелких “гаражных” фирм почти не осталось. На одном местном мебельном мероприятии председатель Эстонской Торгово-промышленной палаты как-то заметил, что многих руководителей мебельных фирм среди нас теперь нет. В большинстве своём это были собственники фирм, полагавшиеся на наёмный менеджмент. Одна из особенностей нашего мебельного бизнеса — он всё время требует “энергетической подпитки”. Наладить дело и уехать жить на Багамы — не получится.
Покупатели
В бюджетном сегменте покупатели получили “быструю” и дешевую китайско-польско-украинскую и белорусскую мебель. Отпала необходимость что-то изобретать или заказывать — пришел-оплатил-забрал. Несколько крупных сетевых магазинов у нас уже есть, а с приходом шведской IKEA конкуренция среди “бюджетников” вырастет еще больше.
На среднем ценовом уровне чаще работают под заказ, т.к. размеры рынка (и, соответственно, объём продаж) не позволяют продавцам держать большие складские запасы. Всё чаще “середняки” пользуются услугами дизайнеров при оформлении интерьера. Варианты “а можно купить только дверки?” (а каркасы напилить в гараже) — уже практически не встречаются.
В дорогом сегменте без услуг дизайнеров не обходятся почти никогда. Клиенты уже успели прочувствовать разницу и сравнить результаты, стали опытными и развитыми в теме, “дорого-богато” уже не доминирует над здравым смыслом. Ну и от персонала дорогих интерьерных салонов требуется соответствующий уровень.
Цены
Они росли у всех, но с разной скоростью. Если средняя итальянская кухня или спальня в 2000 году стоила 50-70 тысяч крон, то сейчас это уже 8-12 тысяч евро. Местная мебель подорожала ещё больше: 20 лет назад кухня за 30-40 тысяч крон считалась дорогой, а сейчас цена 6-8 тысяч евро уже не удивляет. Рост расходов производителей, появление новых материалов и фурнитуры внесли свой весомый вклад в расценки. Особенно это стало заметно после перехода на евро. Сейчас цены ведущих местных производителей практически сравнялись с бюджетными итальянскими брендами, и если раньше продавцы итальянской мебели конкурировали между собой, то сейчас всё чаще приходится “бодаться с аборигенами”, и не безуспешно.
Плюсы и минусы
Местные производители менее стандартизированы и могут более гибко подстраиваться под сложные индивидуальные проекты. Итальянцы и немцы — более продвинуты в дизайне и в выборе применяемых материалов. Крупные фабрики обычно более дисциплинированы со сроками поставки и стабильнее в качестве. Кстати, качество у импортной мебели не связано с размером полученной скидки, которую выторговал себе клиент, а у местной — вполне может зависеть.
Вместо эпилога
В начале 2000-х мне довелось руководить продажами у одного местного производителя кухонной мебели. В то время мы с владельцем фирмы всерьёз обсуждали, что при такой разнице в ценах мы скоро вытесним всех иностранных мебельщиков с нашего рынка, а потом “придём к ним” и “выкинем” их ещё и с их собственных рынков. Тогда же я впервые попал на выставку в Милан… Это был лёгкий шок. Вся наша делегация вернулась оттуда с полным пониманием своего места в мировом мебельном бизнесе, и розовых иллюзий мы больше не строили.
Фото: личный архив автора
Советуем прочитать: